Главная » Файлы » Для учителя » Классное руководство

День народной культуры
[ Скачать с сервера (49.0 Kb) · Скачать удаленно () ] 18.07.2015, 17:50

Сценарий познавательной игры «Рождественские колядки»

Цели:

  1. Показать сплетение языческих традиций с христианской культурой.
  2. Научить колядовать.
  3. Воспитать уважение к родной культуре, традициям и обычаям.

 

Место проведения: экспозиция «Русская изба».

Сценарный план:

  1. Колядки (хоровод вокруг ряженых)
  2. Ёлка (история ёлки, загадки, украшения для  ёлки)
  3. Изба («водить козу», хозяйка раздает ряженым и ребятам конфеты)

 

Действующие лица: ведущий, хозяйка, колядовщики (коза, медведь, корова, лиса).

Реквизит:

  1. Ширма
  2. Солнце
  3. Ёлка
  4. Костюмы для ряженых: козы, медведя, коровы, лисы
  5. Рождественская звезда
  6. Скульптура «Иисус Христос»
  7. Музыкальные инструменты: трещотка, бубен, дудка.

Музыка:

  1. Колокольный звон
  2. Русские народные напевы.
  3. Песня «Рождество».

 

 

 

 

 

 

 

Сценарий познавательной игры с элементами музейной педагогики «Рождественские колядки»

[Музыкальное вступление]

Ведущий: Сегодня мы пригласили вас в музей на встречу с праздником - Рождественские колядки. Праздник начинался 24 декабря – день зимнего солнцеворота. Наши предки жили в согласии с природой, умели наблюдать в течение года за ее изменениями. Они четко осознавали, что существование всего живого на земле связано с солнцем. При «повороте солнца на лето, зимы на мороз» было колядование – призвание Коляды – бога солнца. Они славили Коляду, просили его дать столько света и тепла, сколько надо для здоровья людей и хорошего урожая. Это двухнедельное празднование называется еще Святками, святыми вечерами, когда святые духи спускались на землю. Начинались святки вечером 24 декабря. Заглянем в избу и посмотрим, что такое сочельник и как к нему готовились.

[Звучат народные наигрыши]

Хозяйка: Скоро гости явятся. Надо припасти угощение ряженым. К празднику я приготовилась: полы вымыла, воды принесла, в передний угол сноп овса поставила и стол застелила соломой, чтобы следующий год урожайным был. Сверху накрыла столешником, скатертью значит, его сама выткала, кружевом обвязала. Полотенец наткала, да избу ими украсила. Изба у меня нарядной стала.

  [В зал входят ряженые: коза, медведь, корова, лиса. В руках они держат музыкальные инструменты и Рождественскую звезду]

Хозяйка: Здравствуйте, гости дорогие! Давненько вас поджидаю.

Ведущий: На святки был обычай: мальчишки и девчонки, парни и девушки, и даже взрослые собирались группами, переодевались (рядились) так, чтобы их нельзя было узнать. Медведь олицетворял богатство, коза – плодородие, корова – долгую жизнь, лиса – хитрость.

 Колядовщики: Благослови, матушка, сударушка-хозяюшка, коляду пропеть

[Звучит фонограмма музыки и текста]

 

  1. Медведь                                   2. Корова                                                   3. Лиса

Ярче звездочки светите.

Укажите нам пути!

Разрешите, разрешите.

Разрешите в дом войти!

 

Месяц в небе засиял

Нам путь-дорожку указал.

Верхнюю и нижнюю

К дому ближнему.

Пришла Коляда Накануне Рождества

Под Новый год

До ваших ворот.

 

-Дайте сала кусок, чтобы был боров высок!

 

-Дайте свежинки, чтобы плодились свинки!

 

-Дайте трябушки, чтобы водились телушки!

 

-Дайте почечки, чтобы плодились дочечки!

 

Овсень, Овсень, завтра новый день.

Кто не даст пирога – мы корову за рога.

 

Кто не даст пышки –  тому в лоб шишки.

 

Не дадите хлеба – стащим с печи деда!

 

Не дадите лапку – стащим с печи бабку!

 

[Хозяйка вынимает из печи пироги на тарелке, несет их колядующим, ссыпает их в мешок]

 

 

Ведущий: Кроме пения колядок водили «козу». По древнему поверью «коза» была символом жизненной силы и эту силу она должна была принести хозяину избы и его земле, его полю, чтобы лучше вырос хлеб.

[Дети встают в круг. В центре круга «коза».  Все хором поют.]

Колядовщики:   

[звучит фонограмма музыки и текста]

 

Мы не сами идем –

Мы козу ведем.

Где коза ходит –

Там жито родит,

Где коза хвостом –

Там жито кустом,

Где коза ногою –

Там жито копною,

Где коза рогом –

Там жито стогом.

 

Месяц в небе засиял

Нам путь-дорогу указал,

Верхнюю и нижнюю

К дому ближнему.

 

Коляда, коляда

Накануне Рождества

Тетенька добренька

Пирожка-то сдобренька

Не режь, не ломай,

Поскорей подавай!

 

Двоим, троим – давно стоим,

Да не выстоим.

Печка-то топится,

Пирожка-то хочется.

Мы пришли к вам хороводом

Прямо к свежим пирогам,

 

Поздравляем с Новым годом,

Низко кланяемся вам.

 

А ну коза, кланяйся хозяевам, а мы угощения просим.

 

Нашей козе не много надо.

Корец гречки

На перепечки,

Да корец овса

На конец хвоста

Решето овса,

Наверх – колбаса,

Три куска сала

Чтоб коза встала.

[Коза падает на пол]

 

[Хозяйка угощает ряженых козульками.  Коза поднимаетя]

 Хозяйка: С новым годом! Со всем родом!

                  Многая вам лета.

                  Пирожок за это!

 

[Звучит перезвон колокольчиков]

[Хозяйка загадывает ребятам загадки]

Хозяйка: А загадать ли вам,

                Сударыни красны девки,

                Добры молодцы,

                Да семь загадок?

Всю зиму пролежит,

весной в речку убежит. (Снег)

 

Старое лукошко, новая покрышка (Замерзшее озеро)

 

Кругом нашего села бежит лошадка весела.  (Вьюга)

 

Стоит у ворот все тепло уволок (Мороз)

И комковато, и ноздревато,                            

 И мягко и ломко, а всех милей. (Хлеб)

 

По сеням ходит,

А в избу не идет. (Дверь)

Маленько, кругленько,

А за хвост не поднять. (Клубок)

 

 [Звучит русская народная музыка]

Хозяйка:  Обычай украшать елку появился при Петре I. В 1700 году он издал Указ: «Считать Новый год не 1 сентября, а с 1 января сего 1700 года. И в знак того доброго начинания и нового столетнего века в веселье друг друга поздравлять с Новым годом. По знатным и проезжим улицам у ворот и домов учинить некоторое украшение от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых.  Ребята, украсим нашу ёлочку.

[Дети берут украшения в руки, подходят к ёлке по очереди и украшают её]

 

 [Зажигают свечи, на фоне музыки звучит стихотворение «Рождество» Иосифа Бродского]

Ведущий:

Волхвы пришли.

Младенец крепко спал.

Звезда светила

Ярко с небосвода.

Холодный ветер

 Снег в сугроб сгребал.

Шуршал песок.

Костер трещал у входа.

Дым шел свечой.

Огонь вился крючком

 И  тени становились

То короче,

 То длинней.

Никто не знал кругом,

Что жизни счет начнется

 С этой ночи.

Младенец крепко спал.

Крутые своды

 Ясли окружали

Кружился снег.

Клубился белый пар.

Лежал младенец,

И дары лежали.

 

 

[Звучит песня  «Рождество», дети встают в круг, в центре которого ёлка]

Ведущий:  Вот и закончились наши Рождественские колядки. Мы надеемся, вам понравилось колядовать. И эту замечательную традицию вы продолжите у себя дома, в своих семьях. Всего вам доброго, ребята! Здоровья и побольше улыбок в новом году.

 

Категория: Классное руководство | Добавил: alesik0903
Просмотров: 298 | Загрузок: 117 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar